5 РЕГУЛИРОВКА, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

5.1 Аварийный останов

При работе с номинальной скоростью (рисунок 5.1а) шестерня аварийного останова свободно вращается. В случае превышения скорости опускания центробежный груз захватывает тормозной барабан аварийного останова, который, вращаясь, ввертывается в гайку (рисунок 1.3) и сжимает тарельчатые пружины (рисунок 5.1.6). Тормозной барабан также двигается до соприкосновения с конической частью корпуса. Происходит плавное торможение кабины до полной ее остановки (рисунок 5.1.в). При срабатывании ограничителя скорости гайка воздействует на микровыключатель, который отключает электропитание привода моторной каретки.

 

 

Аварийный останов и принцип действия
 

 

Рисунок 5.1 - Аварийный останов и принцип действия

 

Внимание: При срабатывании аварийного останова сначала необходимо устранить причину неисправности. Только после этого можно будет вернуть его в нормальное состояние. В случае неопределенной ситуации необходимо обратиться в сервисную организацию.
Правильная предельная скорость аварийного останова была выставлена заводом-изготовителем, эта установка не может быть изменена. Аварийный останов был испытан заводом-изготовителем и опломбирован.
Запрещается несанкционированный доступ к опломбированным элементам аварийного останова, иначе изготовитель не может отвечать за возможную аварию.

 

5.1.1 Демонтаж и инспекция

Рекомендуется каждые два года отправлять аварийный останов на завод- изготовитель для проверки и ремонта.
Идентификационная табличка находится на корпусе аварийного останова.
Перед началом ремонта, демонтажа и проверкой аварийного тормоза сначала опустите кабину на землю и отключите электрическую цепь. Если опускание кабины невозможно произвести безопасно, привяжите кабину к мачте стальным канатом или проволокой 019 мм, после чего можно производить демонтаж и инспекцию аварийного останова.

Проверка работоспособности


Перед испытанием аварийного останова проверьте целостность буферного устройства. В случае неисправности подложите под кабину пружинную подкладку, например, шину.
Уложите равномерно на полу кабины испытательный груз, массой на 10% больше номинальной нагрузки (при номинальной грузоподъемности кабины 1000 кг, масса испытательного груза должна быть 1100 кг).
Подключите выносной пульт управления для испытаний в соответствии с монтажной схемой, установите перемычки на клеммнике шкафа управления в кабине подъемника.
При испытаниях никто не должен находиться ближе 2 м от кабины.
После объявления готовности обслуживающего персонала нажмите кнопку «ВВЕРХ» на пульте управления для испытаний, поднимая кабину на высоту около 10 м. Отпустите кнопку «ВВЕРХ», кабина должна остановиться и удерживаться на тормозах.
Нажмите кнопку «ВНИЗ» на пульте управления для испытаний, после чего кабина должна свободно опускаться. Когда скорость опускания превысит номинальную в 1.5 раза, аварийный останов начинает торможение, и кабина останавливается. Тормозной путь должен составлять примерно 0,35-И,8 м.
В случае продолжения падения кнопку «ВНИЗ» необходимо отпустить. Кабина должна остановиться.
После испытаний выносной пульт для испытаний и перемычки снимаются, восстанавливается нормальное состояние подъемника, убирается пружинная подкладка (шина).
Восстановите исходное состояние аварийного останова
- Восстановление исходного состояния аварийного останова
Сначала определите и устраните причину срабатывания аварийного останова.
Проверьте исправность тормоза?
Проверьте исправность червячного редуктора?
Проверьте исправность направляющих роликов?
Проверьте исправность шестерни привода или аварийного останова?
Для восстановления исходного состояния аварийного останова необходимо снять действие микровыключателя аварийного останова, отключающего электропитание.
Отверните болты (1), снимите крышку (2), отвинтите болт (3). Затем отворачивайте гайку (7) при помощи специального ключа (5) с рукояткой (4) до тех пор, пока плоскость гайки не сравняется с торцом (6) корпуса аварийного останова. Включите главный автоматический выключатель в шкафе управления.

 

 Восстановление исходного состояния аварийного останова 

Рисунок 5.2 - Восстановление исходного состояния аварийного останова


Завинтите болт (3), установите крышку (2), снимите крышку (9), вручную завинтите болт (8), затем поверните болт (8) на 30° специальным ключом, установите крыш¬ку на место.
После этого поднимите кабину примерно на 200+300 мм вверх, восстанавливая положение элементов центробежного механизма.

 

5.2 Тормоз электродвигателя

5.2.1 Общее устройство

В нормальном состоянии главная пружина (18) нажимает на тормозные колодки (11) через якорь (21), которые удерживают вал мотора от вращения. При включении привода электромагнит (13) притягивает якорь (21), освобождая под действием пружин (18) и (12) тормозной диск (22), - тормоз открывается. После прекраще¬ния подачи тока электромагнитное поле снимается, якорь (21) нажимает на колодки (11) тормоз опять закрывается (рисунок 5.3).
Зазор между сердечником электромагнита тормоза и якорем имеет постоянную величину 1,5 мм. Этот зазор отрегулирован заводом-изготовителем. Благодаря автоматической настройке и регулировке зазор не изменяется при износе тормозного диска, поэтому регулировка вручную не требуется. Когда износ диска дости¬гает предельной величины (6 мм), его следует заменить. После установки нового диска, тормозной момент должен быть отрегулирован заново (120 Нм).

 

 

 

Устройство тормоза электродвигателя
 

 

Рисунок 5.3 - Устройство тормоза электродвигателя

1 - шпонка; 2 - передний подшипник; 3 - соединительная коробка; 4 - корпус электродвигателя; 5 - корпус электромагнитного тормоза; 6 - задний подшипник; 7 - прокладка; 8 - узкая втулка; 9 - кожух вентилятора; 10 - неподвижный тормозной диск; 11 - тормозная колодка; 12 - вспомогательная пружина; 13 - электромагнит; 14 - ограждение тормоза; 15 - болт; 16 - ручка; 17 - задний кожух; 18 - главная пружина; 19 - регулятор; 20 - сепаратор; 21 - якорь; 22 - тормозной диск; 23 - шпилька; 24 - крыльчатка вентилятора; 25 - втулка; 26 - кожух; 27 - ро¬тор; 28 - статор; 29 - передний кожух; 30 - прокладка

5.2.2 Замена и регулирование тормоза

Снимите ограждение тормоза (14).
Отметьте положение регулятора (19), чтобы его положение после замены тормозного диска осталось таким же.
Снимите регулятор (19) и главную пружину (18).
Завинтите 2 гайки на двух шпильках (16), чтобы разомкнуть тормоз.
Снимите гайку на шпильке (23).
Снимите блок электромагнитов (13) и задний кожух (17), включая якорь (21), сепаратор (20) и 4 оси втулки.
Замените тормозной диск (22).
Вставьте обратно блок электромагнитов (13).
Завинтите обратно гайки на шпильках (16), тормоз закроется.
Установите главную пружину (18). Установите регулятор (19) на отмеченное место, измерьте тормозной момент, вставив рычаг в одно из 6 отверстий переднего кожуха, и приложив к нему динамометр (рисунок 5.4). Перед измерением выходная шестерня должна быть снята. Нормативное значение тормозного момента - 120 Нм. Регулирование натяжения пружины осуществляется при помощи гайки на торце тормоза, используя специальный ключ, входящий в комплект поставки.
Проверьте работоспособность тормоза и установите ограждение тормоза (14).

 

Проверка настройки тормозного момента 

Рисунок 5.4 - Проверка настройки тормозного момента

 

5.3 Техническое обслуживание и ремонт

Подъемник требует регулярного обслуживания, проверки, а при необходимости, ремонта. Требующие смазки узлы должны вовремя обслуживаться, болтовые со¬единения проверяться на предмет ослабления.
Обслуживание подъемника должно производиться только лицами, обладающими достаточными знаниями и квалификацией.
- Ежедневное техническое обслуживание ЕТО
Удалите пыль и грязь с узлов подъемника, остатки воды, снега.
Проверьте электрооборудование, шкафы управления, электрические кабель и провода. Проверьте степень их крепежа и целостность изоляции.
Проверьте затяжку болтов.
Проверьте работоспособность выключателей, правильность их монтажа и изоля¬ции.
Осмотрите канаты, их крепление, степень износа и отсутствие обрывов проволок.
Осмотрите направляющие ролики, отсутствие посторонних шумов и недопустимо¬го люфта при их вращении.
Проверьте кабелеподдерживающее устройство, правильность намотки или уклад¬ки кабеля.
Проверьте отсутствие посторонних шумов в приводе моторной каретки, плавность включения двигателей, срабатывание тормозов. Нормальная температура не должна превышать 60°.
Проверьте отсутствие посторонних шумов в аварийном останове, отсутствие са¬моторможения.

 

Техническое обслуживание ТО-1

ТО-1 следует выполнять через каждые 300 часов работы или после грозы. Выполните работы в объеме ЕТО.
Проверьте уровень масла в редукторах моторной каретки, долейте или замените при необходимости.
Проверьте металлоконструкции подъемника, отсутствие трещин и деформаций, затяжку болтовых соединений в стыках, крепление фундамента. Для проверки специальных болтов, соединяющих секции мачты, выбирается не менее 10% от общего количества. При обнаружении ослаблений затянуть.
Проверьте перпендикулярность мачты при помощи теодолита или другого геодезического инструмента. Для проверки болтов, прикрепляющих зубчатую рейку к
секциям мачты, выбирается не менее 10% от общего количества. При обнаружении ослаблений затянуть.
Полностью удалите грязь на различных частях и восстановите лакокрасочное покрытие.

 

Техническое обслуживание ТО-2
ТО-2 следует выполнять через каждые 1500 часов работы или после грозы. Выполните работы в объеме ТО-1.
Проверьте механизмы подъемника, замените смазку в приводе моторной каретки, замените все изношенные, деформированные узлы и детали.

Проверьте и отрегулируйте аварийный останов.
Проверьте направляющие ролики, канатные блоки, удалите с них грязь, проверьте герметичность подшипников, замените все изношенные, деформированные узлы и детали.
Проверьте исправность буферного устройства, пружин, наличие смазки.
Проверьте блок противовеса на оголовке мачты, отсутствие трещин и деформаций, наличие смазки в подшипнике, при необходимости замените.
Проверьте состояние электрооборудования, замените вышедшие из строя.
Восстановите лакокрасочное покрытие металлоконструкций подъемника,

 

Периодичность обслуживания и проверок
Через 4500 часов необходимо предусматривать средний ремонт узлов подъемника с заменой деталей (рисунок 5.5).

 

Периодичность обслуживания 

Рисунок 5.5 - Периодичность обслуживания

 

Детали должны соответствовать техническим спецификациям завода - изготовителя.

 

5.4 Таблица смазки

Смазка и ее периодичность должны проводиться в соответствии с таблицей 5.1.


Таблица 5.1

Периодичность, чТочка смазкиВид смазкиМетод смазки
200- Ролик рычага концевого выключателя
- Отверстие крепления монтажной укосины
- Направляющая двери нижней клети
- Направляющая дверей кабины
- Рейка
Механическое масло №40
-//-
-//-
Кальциевый жир №4

Капание и размазывание
5002 Ролик и оси дверей кабины
3 Блоки канатов противовесов дверей кабины
4 Ролик и оси противовесов двери нижней клети
5 Блоки канатов противовесов дверей нижней клети
6 Замок двери нижней клети
Кальциевый жир №4Размазывание
10001 Редуктор
2 Подшипник электромотора
3 Подшипник приводной шестерни
4 Подшипник аварийного тормоза
5 Блоки и подшипники противовеса

Редукторное масло №320

Авиационная смазка №2

Кальциевый жир №4

 

 

Доливка или замена

Размазывание

Шприцевание

Шприцевание

 

5.5 Возможные неисправности и способы их устранения

Основные причины возникновения неисправностей подъемника (см. таблицу 5.2):
- из-за естественного износа деталей;
- из-за неправильного монтажа и регулирования;
- из-за несвоевременного или неправильного ремонта или обслуживания;
- из-за нарушения регламента (требований безопасности).

Таблица 5.2.

Вид дефектаВозможная причинаМетод устранения

Кабина не движется

при нажатии на

кнопку «ВВЕРХ»

Не подключено электропитание

или нарушена последовательность фаз

Включите питание, определите причину

отсутствия фазы и устраните

Концевые выключатели сработали или неисправны

Проверьте концевые выключатели,

места их крепления, отремонтируйте

и замените вышедшие из строя элементы

Нет контакта или нестабильный контакт

Ремонт или замена вышедших

из строя элементов

Сработало термореле

Нажмите кнопку сброса термореле,

отрегулируйте порог срабатывания

(при необходимости)

Закрыт тормоз электромотора

Измерьте напряжение постоянного

тока на обмотке тормоза, проверьте

выпрямитель, отремонтируйте и замените

вышедшие из строя элементы

Пускатель неустойчиво

работает при движении

кабины

Плохой контактПроверьте крепление пускателя

Самопроизвольное

отключение привода

Плохой контакт, нарушение последовательности фаз

Проверьте крепление клемм

электродвигателей

Прерывистое движение

вверх или вниз

Плохой контакт концевого выключателя

Отремонтируйте и замените вышедшие из

строя элементы

Затруднен запуск,

ускорение

Низкое напряжение питания или большие утечки в сети

Отрегулируйте или восстановите напряжение,

обеспечьте напряжение 380±5% В

Повышенный нагрев пускателяЗамените пускатель

При торможении кабина

трясется и дергается

Повышенный зазор между рейкой и шестернейОтрегулируйте зазор
Неправильная регулировка направляющего роликаОтрегулируйте зазор

Перегревается

электромотор

Повышенный ток в сети, разбаланс фазПроверьте и отремонтируйте электромотор
Слишком длительный пуск или перегрузка

Уменьшить режим работы, проверить

массу поднимаемого груза

Плохая смазка зубчатого зацепленияСмазать шестерни, рейку
Повышенное трение при передвижении тележки

Проверить и отрегулировать зазоры между

роликами и мачтой, в зубчатом зацеплении

Перегревается

редуктор

Мал уровень масла в редуктореДолить или заменить масло в редукторе
Повышенное трение при передвижении тележки

Проверить и отрегулировать зазоры между

роликами и мачтой, в зубчатом зацеплении

 

5.6 Возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения

Возможные повреждения металлоконструкций приведены в таблице 5.3. При обнаружении указанных в таблице 5.3 дефектов поврежденные сборочные единицы должны быть заменены на исправные.

Таблица 5.3

 

Ремонт платформы, особенно связанный с изменением конструкции подъемника, в том числе с применением сварочных работ, в обязательном порядке должен быть согласован с изготовителем или его дилером в вашем регионе. Неквалифицированное вмешательство может привести к негативным последствиям и прекращению гарантии.
При подъеме-опускании подъемника следите за состоянием металлоконструкции. Своевременное обнаружение неисправности и ее устранение может предотвратить аварийную ситуацию.

 

5.7 Предельные нормы браковки ответственных деталей

Предельные нормы браковки ответственных деталей приведены в таблице 5.4.

 

Таблица 5.4

Наименование деталейНормы браковки
Моторная каретка 

 - редуктор 

Утечки масла, неисправности, трещина
 - шестерняСколы, износ
 - подшипникИзнос
 - тормозной дискИзнос до 6 мм, повышенный нагрев
Аварийный остановИзнос шестерни, трещины, деформации
КанатИзнос, деформация
Направляющие роликиИзнос, деформация
Секция мачтыДеформации, трещины, износ
Настенная опораДеформации, трещины, износ
Болтовые соединенияОбрыв болта
Ослабление затяжки болтов

Пульт управления, 

концевые выключатели 

Нарушение соединений,

износ контактов

 

Канат считать забракованным:
- при 5-ти обрывах проволок;
- обрыва одной или нескольких прядей;
- вследствие уменьшения диаметра каната вследствие поверхностного износа или коррозии на 6 % и более;
- волнистости каната (при отклонении от прямолинейности каната на длине 25d > 1,33d (рисунок 5.6);
- корзинообразной деформации (рисунок 5.7);
- перекручиваний (рисунок 5.8);
- местного увеличения диаметра каната и раздавленных участков (рисунок 5.9);
- выдавливания и расслоения прядей (рисунок 5.10);
- заломов и перегибов (рисунки 5.11, 5.12);
- пережога проволок или прядей.
По остальным параметрам браковку канатов производить по приложению №6 «Правил устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников» ПБ 10-518-02.

 

 

Волнистость каната


Рисунок 5.6 - Волнистость каната

 

Корзинообразная деформация

Рисунок 5.7 - Корзинообразная деформация

 

 Перекручивание каната

Рисунок 5.8 - Перекручивание каната

 

 Местное увеличение диаметра каната

Рисунок 5.9 - Местное увеличение диаметра каната

 

 Выдавливание проволок прядей

Рисунок 5.10 - Выдавливание проволок прядей: а — в одной пряди; б — в нескольких прядях

 

 Залом каната

Рисунок 5.11 - Залом каната 

 

 Перегиб каната

Рисунок 5.12 - Перегиб каната

 

5.8 Перечень быстроизнашивающихся деталей

Комплект запасных деталей, инструмента и лакокрасочных материалов входит в поставку подъемника. Перечень быстроизнашивающихся деталей приведен в таблице 5.5.


Таблица 5.5.

НаименованиеХарактеристика

№ в каталоге

запчастей

Примечание 
III
1Канат6><7+FC-05  Закупается
2Канат6x11+FC-06  Закупается
3

Направляющая

противовеса

GB818-85-12-09  Закупается
4Шестерняm = 8, Z = 15 1Входит в комплект ЗИП
5Зубчатая рейкаSC200x200-04-01 2Закупается
6Направляющий ролик  9, 10, 11, 12Закупается
7Тормозной диск0220x0160x12 36Из комплекта MZZ1-1.5/120
8Муфта

0145x74 (сталь),

0145x80 (сталь),

0140x30 (полиуретан) 

 4Закупается
9Ролик062x44, 075x24 14 27Закупается
10Дверной блок0110x22 25Закупается
11Болт М24х23040сг 35Закупается
12Подшипник106 28Закупается
13Подшипник6309 29Закупается
14Подшипник6204 27Закупается
15ПускательLC1-D95115 Входит в комплект ЗИП
16ПускательLA1-DN405  
17ТерморелеLR2-D1313  
18Концевой выключательYBLX -K3/20S/B24 Дверь кабины
19Концевой выключательYBLX -K3/20S/T25 Дверь нижней клети
20Концевой выключательYBLX-K3/20H/T23 Ограничитель высоты
21Концевой выключательJK16-1003 Кабина
22

Кнопка аварийной

остановки

LAY330 Пульт управления

 

 

5.9 Порядок проведения технического освидетельствования

Подъемники до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Полное техническое освидетельствование имеет целью установить, что:
а) подъемник и его установка соответствуют Правилам устройства и безопас¬ной эксплуатации строительных подъемников ПБ 10-518-02, паспортным данным и представленной для регистрации документации;
б) подъемник находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безо¬пасную работу.
Техническое освидетельствование должно проводиться согласно настоящему ру¬ководству по эксплуатации подъемника.
Подъемники, находящиеся в работе, должны подвергаться полному техническому освидетельствованию, проводимому специализированными организациями или инженерными центрами, не реже одного раза в 12 мес.
Полное техническое освидетельствование подъемника должно также проводиться после:
а) монтажа грузопассажирского подъемника на новом месте;
б) реконструкции подъемника.
Частичное техническое освидетельствование должно проводиться после замены и перепасовки канатов, замены или ремонта механизма подъема, замены аварийного останова, внесения изменений в электрическую схему, систему управления и устройства безопасности. Объем частичного технического освидетельствования должен обеспечить проверку работоспособности отремонтированных или заме¬ненных узлов.
При полном техническом освидетельствовании подъемник должен подвергаться:
а) осмотру;
б) статическим испытаниям;
в) динамическим испытаниям;
г) испытаниям аварийного останова;
д) проверке точности остановки кабины с полной рабочей нагрузкой и без нагрузки.
При полном техническом освидетельствовании подъемника должны быть осмотрены и проверены:
а) механизмы, их тормоза;
б) электрооборудование и система управления;
в) устройства безопасности;
г) металлоконструкции и их сварные соединения, а также площадки и ограждения;
д) блоки, барабаны и канатоведущие шкивы;
е) канаты и места их креплений;
ж) расстояния и размеры, регламентированные Правилами ПБ 10-518-02 и технической документацией;
з) изоляция проводов и состояние заземления в соответствии с правилами устройства электроустановок с определением их сопротивления и отражением результатов в протоколах измерений;
и) состояние направляющих и соответствие его требованиям нормативных документов, проекту и руководству по эксплуатации подъемника; к) состояние освещения и сигнализации.
Статические испытания проводятся с нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность подъемника на 100%.
Например, для подъемника модели SC200*200 максимальная грузоподъемность одной кабины равна 2000 кг. Тогда для статических испытаний потребуется 2 груза массой по 4000 кг на каждую кабину, для SC100- 1 груз массой 2000 кг.
При статических испытаниях груз должен находиться на полу кабины, расположенном на высоте не более 150 мм над уровнем нижней посадочной площадки (земли).
Подъемник считается выдержавшим статические испытания, если в течение 10 мин не произойдет смещение кабины, а также не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов.
Динамические испытания подъемника проводятся грузом, на 10% превышающим его грузоподъемность, и имеют целью проверку работоспособности механизмов и тормозов подъемника.
Например, для динамических испытаний подъемника модели SC200*200 потребуется 2 груза массой по 2200 кг на каждую кабину, для SC100 - 1 груз массой 1100 кг.
При динамических испытаниях проводятся неоднократные (не менее 3-х раз) подъем и опускание кабины с промежуточными остановками, а также проверка действия других механизмов.
Испытания аварийных остановов, выполняемые с перегрузкой 10%, проводят в соответствии с разделом 5.1.2 настоящего руководства.
Для исключения жесткого удара при превышении тормозного пути должны быть предусмотрены амортизирующие устройства.
Результаты полного технического освидетельствования подъемника записываются в паспорт специалистом, проводившим освидетельствование, с указанием сро¬ка следующего освидетельствования.
Записью в паспорте подъемника, подвергнутого техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что подъемник отвечает требованиям Правил ПБ 10-518-02, находится в исправном состоянии, выдержал испытания и может быть разрешена его дальнейшая работа, а при техническом освидетельствовании вновь смонтированного подъемника запись также должна подтверждать, что подъемник смонтирован и установлен в соответствии с Правилами ПБ 10-518-02 и руководством по эксплуатации.

 

 
 

г. Юрга. Веб-студия "8 этаж",
Веб-студия 8 этаж 
ИП "Цубатов"
Телефон 8-923-520-2696
e-mail: cubatow@mail.ru