1. ОПИСАНИЕ И РАБОТА

 

Строительный мачтовый грузопассажирский подъемник серии SC предназначен для проведения строительных работ и перемещения людей и грузов в пределах зоны обслуживания.

 

1.1 Технические данные и характеристики

В подъемниках разных моделей применена стандартная кабина. В сдвоенных подъемниках установлены 2 одинаковые кабины с одинаковым приводом и управлением, действующие независимо друг от друга.

 

Таблица 1.1 - Общие сведения 

Тип подъемникаSC100SCD200SC200WSCD200WSCD200WBP
Максимальная грузоподъемность, кг10002000200020002000
Количество пассажиров, чел.1224242424
Максимальная высота подъема, м250250250250250
Скорость подъема, м/мин3535353570
Число электродвигателей22323
Мощность электродвигателя, кВт1111111115
Напряжение питания, В380 
Число фаз3 + N
Частота цепей управления, Гц50
ИсполнениеIP54
Передаточное отношение редуктора1 : 161 : 161 : 161 : 161 : 10
Усилие на тормозе аварийного останова, кН3030403040
Уровень шума, дБ<70
Размер кабины, мм
- длина
- ширина
- высота

 

3050

1300

2500

Размер секции башни, мм1508x650x650
Масса кабины, кг13001400150015001500
Масса секции башни, кг150165150165185
Масса противовеса-1200-12001200
Грузоподъемность монтажной укосины, кг
250

 

 

 

1.2 Маркировка

В обозначении типа подъемника цифрами и буквами обозначаются:
100 (200) - условное обозначение максимальной грузоподъемности кабины подъ¬емника в целом,
200x200 - наличие у подъемника 2-х кабин с независимым приводом (в данном примере грузоподъемность обоих кабин сдвоенного подъемника 2000 кг)
S - строительный подъемник,
С - реечный привод,
D - наличие в конструкции противовеса,
W- привод вынесен из кабины на крышу подъемника,
BP - регулируемая скорость привода.
На шкафе управления каждого подъемника нанесена табличка, содержащая следующие данные:
- наименование изготовителя и его товарный знак,
- условное обозначение подъемника,
- максимальная грузоподъемность,
- заводской номер,
- скорость подъема,
- мощность привода,
- максимальное число пассажиров,
- год и месяц изготовления.
Каждый аварийный останов имеет табличку, содержащую следующие данные:
- наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак,
- заводской номер,
- год, месяц и число изготовления,
- тип,
- максимальная улавливаемая масса,
- номинальная скорость срабатывания,
- максимальная скорость срабатывания.
На кабине, на шкафах и пультах управления, на тормозах моторной каретки нанесены предупреждающие, опознавательные надписи и символы, которые необходимо сохранять в течение всего срока эксплуатации. Следуйте их указаниям, это поможет Вам избежать аварийных ситуаций.

 

 

 

1.3 Описание и работа составных частей 

1.3.1 Состав подъемника

Базовый комплект подъемника с реечной передачей состоит из следующих ос¬новных узлов:
- наземная станция (клеть, дверь и основание);
- мачта, состоящая из секций длиной 1,5 м;
- кабина;
- моторная каретка с приводом;
- система управления.
Кабина направляется вдоль мачты с помощью ролика и монтируется в основании С-образной рамной конструкции. Привод кабины производится от моторной каретки. Электрические соединения выполнены с помощью быстроразъемных штепсельных разъемов. Электрооборудование размещено в шкафах. Подъемник обо¬рудован джойстиком и пультом с кнопочным управлением.

 

 

Общий вид подъемника

 

 

Цифрами на рисунке 1.1 обозначены:
1 Блок противовеса
2 Противовес
3 Канат противовеса
4 Мачта из стандартных секций
5 Настенные опоры
6 Кабина подъемника
7 Кабина машиниста
8 Моторная каретка
9 Монтажная укосина
10 Электрошкаф
11 Электрический кабель
12 Нижняя станция

 

1.3.2 Моторная каретка

Моторная каретка оборудована 2-мя или 3-мя трехфазными асинхронными электродвигателями переменного тока (рисунок 1.2) типа YZZ132M-4 или YZZ132L-4 со встроенными электромагнитными дисковыми тормозами. Каретка позволяет перемещаться кабине вдоль мачты посредством реечной передачи для каждого двигателя.

 

Моторная картека
 

Рисунок 1.2 - Моторная каретка
1 - червячный редуктор; 2 - муфта; 3 - аварийный останов; 4 - электромотор; 5 - тормоз; 6 -основание каретки, 7 - концевой выключатель.


Направляющие ролики, которыми каретка опирается на секции мачты, изготовлены из эластичного материала, снижающего вибрацию при движении кабины, продлевающего долговечность агрегатов. 

 

1.3.3 Аварийный останов

Аварийный останов типа SAJ30-1.2, SAJ40-2.0 установлен на раме кабины (рисунок 1.3). При превышении заданной скорости опускания аварийный останов останавливает кабину, не давая ей опуститься ниже (тормозной путь от 0,35 до 1,8 м), а также выключает привод моторной каретки.

 

 

Аварийный останов

 

 

Рисунок 1.3 - Аварийный останов
1 - медная гайка; 2 - микровыключатель; 3 - соленоид; 4 - тарельчатые пружины; 5 - тормозной барабан с внешним конусом; 6 -фрикционная накладка, 7 - корпус с внутренним конусом; 8 - шестерня внешнего зацепления; 9 - центробежный груз; 10 - фиксатор центробежного груза.


При работе подъемника с номинальной скоростью груз (9) центробежного ограничителя скорости вращается, не задевая выступов тормозного барабана (5).
При превышении скорости опускания (около 1,0-И ,2 м/с) груз (9) отходит от периферии и зацепляется за выступ тормозного барабана (5). Барабан начинает вращаться, ввертываясь в гайку (1) и сжимая при этом тарельчатые пружины (4). Барабан (5) начинает также двигаться вдоль вала до соприкосновения фрикционных накладок (6) с внутренним конусом корпуса (7). Начинается торможение. Возникающее при этом усилие сжатия пружин, действующее вдоль вала, препятствует движению барабана (5), обеспечивая плавное нарастание тормозного усилия.
При срабатывании ограничителя скорости гайка (1) воздействует на микровыключатель (2), который отключает питание привода моторной каретки.

 

1.3.4 Монтажная укосина

 

Каждую секцию мачты можно установить на предыдущую при помощи монтажной укосины, монтируемой на крыше кабины подъемника. Укосина также используется при демонтаже мачты.

 

Внимание: Запрещается поднимать монтажной укосиной грузы массой более 250 кг. Нельзя включать подъемник, пока укосиной производится подъем элементов.

 

1.3.5 Наземная станция

 

Основание сечением 100*120 мм наземной станции сварено из швеллеров №12, предназначено для удержания мачты подъемника в вертикальном положении (рисунки 1.4 - 1.8).
Наземная клеть из металлической сетки вокруг основания предохраняет попадание посторонних лиц в зону работы кабины подъемника, а также их доступ к электрооборудованию, расположенному в наземной станции. Через вертикально-раздвижную дверь клети осуществляется вход в кабину.

 

 

Планировка нижней станции одинарного подъемника типа SCD

Рисунок 1.4 - Планировка нижней станции одинарного подъемника типа SCD

 

 

Планировка нижней станции сдвоенного подъемника типа C200x200W
Рисунок 1.5 – Планировка нижней станции сдвоенного подъемника типа C200x200W

 

 

- Планировка нижней станции сдвоенного подъемника типа SCD
Рисунок 1.6 - Планировка нижней станции сдвоенного подъемника типа SCD

 

 

 

Планировка нижней станции сдвоенного подъемника типа SCD с кабинами для машинистов
Рисунок 1.7 - Планировка нижней станции сдвоенного подъемника типа SCD с кабинами для машинистов

 

 

Планировка нижней станции сдвоенного подъемника типа SCD с уширенными кабинами

 Рисунок 1.8 – Планировка нижней станции сдвоенного подъемника типа SCD с уширенными кабинами

 

 

1.3.6 Кабина

Кабина подъемника имеет прямоугольную форму и оборудована вертикально- раздвижными дверями.
Подъемник располагается кабиной так, что двухсекционная дверь (рисунок 1.9) выходит в сторону здания для свободного прохода ко всем этажам, а односекци- онная - к двери наземной клети на первом этаже.

 

Двухсекционная вертикально-раздвижная дверь кабины

 

Рисунок 1.9 - Двухсекционная вертикально-раздвижная дверь кабины


В потолке кабины предусмотрен люк с крышкой, для облегчения доступа предусмотрена приставная лестница.
На крыше кабины установлены ограждения и может быть смонтирована монтажная укосина.
Двери и люк кабины для безопасности оборудованы концевыми выключателями.
Для освещения кабины в темное время суток на потолке предусмотрен светильник, включаемый собственным выключателем.

 

 

1.3.7 Мачта

 

Мачта подъемника собирается из секций длиной по 1508 мм и служит в качестве направляющей кабины при ее перемещении.
Каждая секция мачты (рисунок 1.10) представляет собой решетчатую конструкцию квадратного сечения. Между собой мачты стыкуются при помощи специальных болтовых соединений.

 

Секция мачты
Рисунок 1.10 - Секция мачты


Секции могут применяться двух типов: нормальные (из бесшовных труб 076x4,5) и усиленные (из бесшовных труб 076x6). Нормальные используются при высоте подъема мачты до 120 м. При необходимости более высокого подъема сначала мачта монтируется из усиленных секций (до высоты 100 м), а затем из нормальных.
Нормальная секция не имеет каких-нибудь отметок.
Переходную секцию можно отличить по желтой отметке на боковой части зубчатой рейки.
На рейке усиленной секции нанесена отметка черного цвета.

 

 

1.3.8 Настенные опоры

 

Настенные опоры соединяют мачту подъемника с внешней стеной строящегося здания и предназначены для удержания мачты в вертикальном положении и повышения устойчивости подъемника при работе.
Настенные опоры типа II (рисунок 1.12) соединяют мачту подъемника с анкерами в стене здания и состоят из нескольких элементов (подробнее см. рисунок 2.19). При монтаже опоры только с секцией А имеется возможность устанавливать центр мачты на расстоянии 1750-2150 мм от стены, при монтаже опоры с секциями А и В это расстояние увеличивается до 3200-3800 мм.

 

 

Настенная опора типа II исполнения АВ

 

Рисунок 1.12 - Настенная опора типа II исполнения АВ


Стандартное расстояние между настенными опорами типа II - 9 м. При установке двух опор на расстоянии 10,5 м, следующую опору необходимо устанавливать на расстоянии 7.5 м.
В качестве опции изготовитель может поставлять настенные опоры длиной до 8 м (см. рисунок 2.20).

 

 

1.3.9 Электрооборудование

 

Электрооборудование стандартного подъемника включает в себя:
- вводное устройство в наземной станции
- шкаф электропитания в кабине;
- пульт управления;
- приборы и устройства безопасности.
Электрооборудование подъемника с регулируемой скоростью подъема включает в себя:
- вводное устройство в наземной станции
- шкаф электропитания в кабине;
- регулятор частоты вращения электродвигателей;
- пульт управления;
- приборы и устройства безопасности.
С целью повышения безопасности система управления подъемника оборудована устройствами безопасности. Каждая кабина оснащена собственными устройствами защиты.
Вводное устройство устанавливается у основания подъемника внутри наземной клети. В ней находятся:
- автоматический выключатель;
- разделительный трансформатор;
- пускатель.
Пульт управления располагают в кабине подъемника. Он является переносным, так что с его помощью можно управлять подъемником с крыши, например, при монтаже.
Расположение концевых выключателей показано на рисунке 1.13.
Защита дверей наземной клети.
Двери наземной клети оборудованы концевым выключателем 9 и механическим замком. Дверь клети можно открыть только при наличии кабины подъемника. Если дверь клети не закрыта, подъем не может быть начат.
Защита дверей кабины.
Двери кабины оборудованы концевыми выключателями 3 и 6. При незакрытой двери движение кабины не может быть начато.
Контроль каната (при наличии противовеса).
Канат противовеса присоединен к концевому выключателю 5, который при обрыве каната отключает электрическую цепь, останавливая кабину.
Микровыключатель аварийного останова.
Когда аварийный останов включает функцию торможения, останавливая кабину, микровыключатель 8 размыкает электрическую цепь.
Защита люка кабины.
При открытом люке кабины концевой выключатель 4 запрещает ее движение.

 

 

Концевые выключатели на кабине подъемника
 

 

Рисунок 1.13 - Концевые выключатели на кабине подъемника
1 - аварийный ограничитель крайнего нижнего положения ; 2 - аварийный ограничитель крайнего верхнего положения; 3 - концевой выключатель контроля закрытия односекционной двери кабины; 4 - концевой выключатель контроля закрытия люка; 5 - концевой выключатель контроля каната противовеса; 6 - концевой выключатель контроля закрытия двухсекционной двери кабины; 7 - концевой выключатель контроля положения кабины; 8 - микровыключатель аварийного останова; 9 - концевой выключатель контроля закрытия двери наземной клети.

 

Ограничитель скорости передвижения кабины (только для подъемников с регули¬руемым приводом).
Когда кабина подходит к крайнему верхнему или нижнему положению, концевой вы¬ключатель наезжает на отключающую линейку на мачте и переключает скорость подъема или опускания кабины на пониженную.
Ограничение передвижения кабины.
Когда кабина подходит к крайнему верхнему или нижнему положению, срабатывает концевой выключатель контроля положения кабины 7, размыкая электрическую цепь.. Если отключения не произошло, срабатывают аварийные ограничители 1 или 2, отключая дальнейшее ее движение.

 

1.3.10 Описание работы электропривода

 

Для электропитания подъемника требуется подача напряжения 380 В (±5%). При установке необходимо учитывать характеристики трансформатора, длину и сечение элек¬трических кабелей.
Гпавная электрическая цепь
В главной электрической цепи используется трехфазный переменный ток частотой 50 Гц напряжением 380 В, который подается через автоматический выключатель Q1 в электрошкафе нижней станции. Если замкнуты контакты концевого выключателя две¬ри нижней клети К1, замыкается цепь, и через магнитный контактор КоСН питание подается на электрооборудование кабины на автоматический выключатель Q2. При нор¬мальном положении концевых выключателей подъемника и нажатии на джойстик пульта управления SA2 ток поступает через магнитные пускатели Кглавн, КНИЖн, Кверхн к элекгродвигателям. Одновременно через автоматический выключатель F3 подается напряжение 195 В к тормозам, размыкая их. Кабина начинает движение.
Цепь системы управления
Данная электрическая цепь управляет главной и защищает подъемник от аварийных ситуаций. В нормальном состоянии движение кабиной вверх или вниз осуществляется перемещением джойстика пульта управления в соответствующем направлении. В случае аварии система отключает главную цепь, заставляя электродвигатели остановиться.
Питание цепи управления осуществляется однофазным током напряжением 220 В от трансформатора Т2, включает в себя автоматический выключатель F5, реле контроля фаз KJ, термореле FA1 и FA2, кнопку аварийной остановки SA1, концевые выключатели К1-К8, освещение WH и звуковой сигнал WA.
Электрическая цепь управления состоит из двух частей, контролирующих как электрооборудование нижней станции, так и кабин.
Только при испытании
При испытании аварийного останова выносной пульт управления подключается к клеммам в шкафе управления кабины в соответствии с маркировкой (FX7, FX8, FX9, РЕ). На клеммы FX1-FX6 устанавливаются перемычки, для растормаживания привода. При управлении с выносного пульта кабина поднимается на высоту около 8-10 м и опускается вниз. При достижении скорости кабины 1,2 м/с аварийный останов останавливает дальнейшее падение, а микреперекпючатель КЗ отключит подачу напряжения на привод.

 

Электрическая схема 

Рисунок 1.14 – Электрическая схема

 

Таблица 1.3 - Спецификация электрооборудования

№ п/пОбозначение по рисунку 1.14НазваниеТипКоличество
1Q1Автоматический выключательDZ47-1 ООН 100А1
2F1Автоматический выключательDZ47- 60Н 60А1
3F2, F5, F6Автоматический выключательDZ47- 60Н 60А3
4F3Автоматический выключательDZ47- 60Н 60А1
5KJРеле контроля фазXJ3-S(XJ5) 380V1
6Т1ТрансформаторJBK1-180 (JBK3-100)1
7Т2ТрансформаторJBK1-400 (JBK3-630)
8Q2Автоматический выключатель3LB5 237-1ZA-0011
9Косн., Кглавн.Магнитный пускательLC1-D9511 220 V2
10Кверхн.1, К.нижн.Магнитный пускательLC1-D9511 220 V2
11Кторм.Магнитный пускательLC1-D12 220 V1
12FA1.FA2ТерморелеLR1-D25322 FA652
13SA4Переключатель (кнопочный)LAY37(PBC)22A4R111
14SA3Переключатель (кнопочный)LAY37(PBC)22PG111
15SA2Переключатель (кнопочный)XD2-PA221
16К1, КЗ, К4, К5, К8Концевой выключательYBLX -K3/20S/B5
17К6,К7Концевой выключательYBLX-K3/20H/T2
18НКРучной пускательQS5-15N1
19VВольметрDF20AA1601
20HСчетчик моточасовBZ142-31
21SA1Кнопка аварийной остановкиLAY37(PBC)22CR111
22МЭлектродвигательYZZ-132M-42
23Q0Прерыватель3LBB115A/Q5391.21
24Кглавн. Кверхн. КНижн.Реле магнитного пускателяLA1-DN20C2
25Q1 (3)Автоматический выключательC65N-D-4P-80A1
26Q2 (3)Прерыватель3LBB115A/R5406.21
27BPQПреобразователь частоты616-G5-55kW,Yaskawa1
28V1ВыпрямительDF30AA1601

 

 

1.3.11 Устройство фундамента

Устройство фундамента в соответствии с нижеприведенными рисунками 1.15 и 1.16 может применяться для серийных сдвоенных подъемников со встроенным или выне¬сенным приводом,
В случае если применен одинарный подъемник, у которого отсутствует кабина для машиниста размер ширины фундамента 4000 на рисунке 1.15 уменьшается до 3000 мм, при наличии кабины для машиниста размер длины фундамента 5800 может быть уменьшен до 3600 мм. Другие размеры не меняются.
На фундамент устанавливается основание С-образной рамной конструкции при помощи 6 анкерных болтов М24, входящих в комплект подъемника.
В случае, если позволяет фундамент здания, строительное основание фундамента подъемника лучше заглублять ниже горизонтальной отметки на 300-^400 мм (как на рисунке 1.16) для того, чтобы после монтажа первый уровень погрузочно- разгрузочной площадки соответствовал этажу здания.
При проектировании фундамента предусмотрите систему водоотвода (метод дренажа выбирается по месту).

 

 

 

Установка фундамента и настенных опор подъемника типа SCD200*200 с выносным приводом относительно стены строящегося здания

 

Рисунок 1.15 - Установка фундамента и настенных опор подъемника типа SCD200*200 с выносным приводом относительно стены строящегося здания
Здесь включены размеры под выносной привод и установку настенных опор

 

 

Установка фундамента и настенных опор подъемника типа SCD200x200 с кабелеподдерживающим устройством типа В относительно стены строящегося здания
 

Рисунок 1.16 - Установка фундамента и настенных опор подъемника типа SCD200x200 с кабелеподдерживающим устройством типа В относительно стены строящегося здания
(схема с углубленным основанием применима для всех типов подъемников, с или без кабины машиниста, кабина может быть установлена на отметке ±0 мм)

 

 
 

г. Юрга. Веб-студия "8 этаж",
Веб-студия 8 этаж 
ИП "Цубатов"
Телефон 8-923-520-2696
e-mail: cubatow@mail.ru